муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества» города Новошахтинска

Консультация логопеда: «Еще есть время»

Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

    С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования. Правильная речь -основа грамотности при письме. Часто дети при чтении и письме допускают «специфические» ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребенка.

     Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.

 Вот наиболее часто встречающиеся ошибки:

 - замена букв (СЛЯПА - вместо шляпа, КУСЬ — вместо гусь) ;

 - пропуски букв (ЗОТИК - вместо зонтик, СТЛ – вместо стол) ;

 -перестановка букв (КОНРИ - вместо корни, ВСЕТ - вместо свет) ;

 - недописывание слов (КРАСН - вместо красный, ДОРОГ — вместо дорога) ;

 - разделение одного слова на части (У ТЮГ — вместо утюг, О КНО — вместо окно) ;

 - слияние нескольких слов в одно (ДЕТИИГРАЛИ - вместо дети играли).

 Для успешного овладения письмом у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

 1. Правильное произношение всех звуков.

 2. Различение на слух всех звуков речи (звонкие - глухие, мягкие- твердые) .

 3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:

 - выделение звука на фоне слова (например: ЕСТЬ ЛИ ЗВУК «Р» в слове рыба, а в слове шар, картина)

 - определение места звука в слове (начало, середина, конец, например: «на каком месте находится звук «Ш» - в начале, середине или в конце слова машина? А в словах шуба, ерш? .

 4. Выделение ударного гласного звука в начале и конце слова.

 - например: какой первый звук в слове аист? Какой последний звук в слове весна?

     Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений ребенка, умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, овал, квадрат, треугольник; большой - маленький; вверху-внизу; справа-слева) - необходимое условие для прочного усвоения зрительных образов букв.

    В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении написания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при написании слов, что и приведет к появлению ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил.

    Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы по профилактике этих нарушений, их можно применять и в домашних условиях.

 -написание букв в воздухе;

 -конструирование букв (из палочек, ниток, проволоки, крупы, выдавливание в пластилине) ;

 -дописывание элементов букв;

 -сравнение смешиваемых букв (В-Р, (Т-Г, (В-З, (Х -К) и др. ;

 -реконструирование букв: одну превратить в другую

 (Ы- Ь — Ъ — Б — В -З.) ;

 -нахождение спрятавшихся букв (зашумленные рисунки) ;

 -формирование зрительной памяти (игры «Запоминайка», «Чего не стало? », «Что изменилось? »)

 -закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (игры «Кто где находится? », «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты»,

 графические диктанты.

Категория: Советы логопеда родителям | Добавил: администратор (19.12.2018)
Просмотров: 316 | Рейтинг: 5.0/1