Уважаемые коллеги!
Мне, как учителю-логопеду, хочется обратить Ваше внимание на возможность использования русского народного творчества на занятиях ИЗО-студии.
Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.
Приятно отметить, что в последнее время заметно усилился интерес к фольклору, народному творчеству в целом. И это совершенно не случайно. Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма , на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее.
Именно поэтому в качестве общего фона во время ваших занятий можно использовать различные народные песни ( в том числе детские), игры – в качестве динамической паузы.
Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают простую народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей.
Дети легко усваивают народную мудрость и используют ее самостоятельно уже вне занятий, во время свободной деятельности..
Предлагаю примерный небольшой список музыкальных произведений, пословиц и поговорок, народных игр, которые помогут Вам сделать занятие для детей более интересным и содержательным:
1. Русские народные песни для детей:
1. Русские народные песни для детей – Во саду, ли в огороде
2. Русские народные песни для детей – Ай, чу-чу
3. Русские народные песни для детей – Метелица
4. Русские народные песни для детей – Было у матушки 12 дочерей
5. Русские народные песни для детей – Солдатушки, бравы ребятушки.
6. Русские народные песни для детей – Дуня - тонкопряха
7. Русские народные песни для детей – Во кузнице
8. Русские народные песни для детей – Пошла млада за водой
9. Надежда Кадышева и анс. Золотое Кольцо – Конфетки , Бараночки
10. П. И Чайковский – Детский альбом - Камаринская -13
2. Русские пословицы и поговорки о работе и труде:
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Уменье и труд все перетрут.
Дело мастера боится.
За много дел не берись, а в одном отличись.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
Всякая птица своим клювом сыта.
Не боги горшки обжигают.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без работы день годом кажется.
Торопливый дважды одно дело делает.
Думай ввечеру, что делать поутру.
Без терпенья нет уменья.
Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Велик телом, да мал делом.
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Какие труды, такие и плоды.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Малый топор может срубить большое дерево.
Не начавши — думай, а начавши — делай.
Куй железо, пока горячо.
Готовь сани летом, а телегу — зимой.
3.Народные игры для детей.( (Источник- http://igra-naroda.ru). Их можно использовать для динамичекой паузы.
1. «Малечина – калечина»
Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова:
"Малечина-калечина"сколько часов до вечера?
Раз, два ...десять.
2. «Золотыеворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
«Золотыеворота Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!»
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
3. «Уголки»
Это старинная игра, имеющая очень много названий и вариантов, но основное содержание в ней - быстрая смена мест. Игра может проводиться в любых условиях: и в помещении, и на воздухе, где можно делать небольшие перебежки. Играют в нее дети начиная с дошкольного возраста и кончая подростками. Для игры не требуется инвентаря. Проводится она самостоятельно, без судей и руководителей. Если играют в помещении, то участвует 5 человек, при игре на воздухе - до 10 человек.
Описание. Играющие становятся по углам комнаты, водящий - в середине. Если играющих больше 5 человек, то для них чертятся кружки - «домики» («норы»). Все находящиеся по углам - «мышки». Одна из них - водящая «мышка» - находится в середине комнаты. Она подходит к какой-нибудь из стоящих в углу (к «норке») и говорит: «Мышка, мышка, продай свой уголок!» Та отказывается. Тогда водящая идет к другой «мышке». В это время «мышка», отказавшаяся продать «уголок», вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Находящийся в середине стремится занять место кого-нибудь из перебегающих. Если ему удастся это, то оставшийся без места идет в середину и игра продолжается; если не удастся, то он подходит к другой «мышке» с просьбой продать «уголок». Если водящий скажет: «Кошка идет!» - тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо «уголок» («норку»).
Правила.
«Уголок-норку» занимает тот, кто первым попал туда.
Если на слова «кошка идет» кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
Разновидности «Уголков».
«Ключи». Играющие распределяются по кружкам. Водящий - в середине. Он подходит к кому-либо и спрашивает: «Где ключи?» Находящийся в кружке отвечает ему: «Вон там постучи!» - и указывает направление. Когда водящий уходит по указанному направлению, ответивший меняется с кем-нибудь местом, а водящий старается занять одно из их мест.
«Чур у дерева». Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий - в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить их, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: «Чур у дерева!» Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.
Сейчас лишь немногие деткие учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Приятно отметить, что в нашем Центре с большим вниманием относятся к фольклору и к русским народным праздникам.
На вокальных занятиях дети с удовольствием поют мелодичные русские народные песни, озорные частушки.
Уважаемые коллеги! Всегда помните о своих корнях и дайте возможность своим детям прикоснуться к великой культуре русского народа!
Желаю творческих и педагогических успехов !