муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества» города Новошахтинска

Способы сохранения здоровья ребёнка в условиях коррекционно-развивающего обучения

Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества в целом. Поэтому, самой важной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна  приносить  ощутимые  результаты. ( Приказ Министерства образования). В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы  ОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент  соматически ослабленных детей.  Также у большинства детей имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, нарушения дыхания  (поверхностное, ключичное дыхание). Также у детей наблюдается повышенная истощаемость,  дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. Ведущая идея и основная цель моего опыта работы – достичь максимально высоких результатов  коррекции речевых расстройств у дошкольников, сохраняя и усиливая их физическое и психическое здоровье. 
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики, дыхательная, пальчиковую гимнастику, вибрационно- вокальный и гигиенический самомассажи, звукодвигательную гимнастику, кинезиологические упражнения,  элементы су- джок терапии, пескотерапию, хромотерапию.
   Неотъемлемой  частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает  улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию. И,  модернизируя традиционные методы коррекционного воздействия на инновационные, я соединила артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой, которая эффективно ускоряет исправление дефектных звуков. Так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка...
     Другим важным здоровьесберегающим фактором, относящимся к коррекции речи, является дыхание. При обследовании слабоуспевающих воспитанников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, ринит и т.д.) Без правильного дыхания невозможна постановка дефектных звуков. Во время проведения дыхательной гимнастики у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. 
    У детей при ряде нарушений речи отмечаются  отклонения в развитии движений пальцев, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому, развитию мелкой моторики на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. Кинезиологические упражнения, использующиеся на занятиях, развивают межполушарное взаимодействие («гимнастика мозга»),  улучшают память и концентрацию внимания. Эти  упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении и решить проблемы неуспешности.
     У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Положительное влияние оказывает  методика  логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой.  Эти  упражнения  носят разнообразную  направленность: нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношения у детей с дизкомпонентом. А “рассказывание” стихов с помощью рук  повышает эмоциональный тонус и неизменно вызывает у детей живой интерес. В коррекционную работу с детьми старшего дошкольного возраста  можно включать алфавит телодвижений, разработанный С. И. Веневцевым. Он состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся
     На индивидуальных и подгрупповых занятиях успешно используем элементы су-джок терапии. Её целью является нормализация мышечного тонуса. Это поверхностный массаж зон. И, соответственно, он  не требует точного поиска болезненных точек и может осуществляться в виде весёлой игры. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи).
     Активно используется и хромотерапия — терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез.
    С успехом в своей работе используем элементы гигиенического и вибрационно-вокального самомассажей. Гигиенический самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка, способствует нормализации мышечного тонуса мышц. Выполняется поглаживанием. При этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Вибрационно – вокальный самомассаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова. Он позволяет осуществлять развитие речевого дыхания, звучности голоса, мелкой моторики, мимических мышц. Дети всем телом чувствуют произносимый звук, вследствие чего происходит самоконтроль за выполнением упражнения. Его эффективно выполнять перед началом индивидуальных или подгрупповых занятий - дети быстро организуются, повышается эмоциональный настрой на занятие. 
    Большой интерес у детей вызывает использование на занятиях элементов пескотерапии. Через развитие тактильно-кинетических чувств и мелкой моторики происходит совершенствование умений и навыков практического общения .
Обучать дошкольников выразительным движениям, тренировать их психомоторные функции, снимать эмоциональное напряжение помогает использование психогимнастики. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц
     Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени зрительной гимнастике. Это должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. Зрительная гимнастика используется: для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, для укрепления мышц глаз, для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях). Так как детям сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах используем в работе яркие игрушки из пальчикового театра. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. 
    Рассмотрев  вышеперечисленные методы и технологии  можно сделать вывод, что  результатом данного опыта работы является : повышение качества знаний, повышение объёма выполненной работы на занятиях, активизация познавательных интересов, что обеспечивает  успешность ребёнка в процессе обучения. улучшение общего психологического климата на занятиях.  И, как следствие, успешная динамика речевого  развития.
    Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
    Создавая развивающее пространство оздоровления детей, обьединяются усилия всех специалистов «ЦРТДиЮ»: учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования Школы раннего развития «Росток», педагога-психолога, руководителя театральной студии, педагогов дополнительного образования по вокалу и хореографии.
    Только совместными усилиями педагогов, родителей , образовательного учреждения можно добиться  реальных  успехов в физическом, духовном и социальном благополучии детей.
     Дошкольный возраст является таким периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому у дошколят необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.       Апробировав опыт внедрения здоровьесберегающих  технологий в своей работе и исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», работаю над созданием проекта «Счастливое и успешное детство», в котором переплетаются традиционные и инновационные методы и технологии по здоровьесбережению.
                                                 

Муравлёва Е.А., учитель –логопед
МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ» г. Новошахтинска

Категория: Методические разработки учителя-логопеда | Добавил: администратор (19.12.2018)
Просмотров: 305 | Рейтинг: 5.0/1